Коммуникативный метод
Коммуникативная методика предполагает, что родной язык учащихся во время урока не используется. Преподавая английский язык в группах или индивидуально, преподаватель старается сделать английский язык средством коммуникации, рабочим инструментом, пользуясь которым при взаимодействии с преподавателем и друг с другом, учащиеся тренеруют необходимые языковые навыки и приобретают уверенность. Уроки проводятся в полностью англоязычной атмосфере - на уроках говорят только по-английски. Постоянно слушая, повторяя и практикуясь, слушатели начинают воспринимать английский язык естественно, и, в конце концов, приобретают способность думать на английском.
Одним из важнейших условий эффективной работы коммуникативного метода является правильное распределение учащихся по уровням обучения таким образом, чтобы в одной группе учащиеся имели одинаковый уровень развития языковых навыков. Интересно, что как при групповом, так и при индивидуальном обучении преподаватель использует на занятиях материал разной сложности, но обязательно строит задания с учетом уровня подготовки студентов. Поэтому во многом эффективность обучения зависит от квалификации преподавателя.
Уровень подготовки студентов определяется с помощью вступительного тестирования. Это важный элемент в процессе обучения, поэтому хорошие языковые школы проводят вступительные тесты со всей тщательностью. В дальнейшем, если в процессе обучения студенты усваивают материал и развивают практические навыки с разной скоростью, группы переформировываются. При индивидуальном обучении преподавание ведется с учетом уровня языковых навыков студента.
На уроке преподаватель дает новые слова и грамматику очень небольшими порциями, в качестве рабочего материала, с помощью которого студенты тренируют практические языковые навыки: говорение, восприятие на слух, чтение и письмо. Именно навыки находятся в фокусе внимания, т.к. именно степень развития практических языковых навыков и определяет уровень владения английским языком. Грамматика и слова изучаются именно как вспомогательные средства, и тоже на практике. Практическое обучение или скорее - тренировка с хорошо дозированной подачей нового материала позволяет усваивать английский язык естественным образом и сводить к минимуму процент забытого, нерабочего материала. Коммуникативный подход не ставит целью накапливать не активированные знания. Напротив, на каждом уроке формируются уверенные практические навыки, основанные на небольшой порции новых слов и грамматики.
Во время урока преподаватель создает понятный учащимся контекст и мотивирует их к использованию английского языка как средства передачи информации. Для того, чтобы это реализовать, у преподавателя есть целый набор проверенных временем приемов и техник. Преподаватель создает на уроке достаточно ясную ситуацию, в которой учащиеся легко ориентируются и при этом вынуждены говорить по-английски. Иногда учащиеся просто повторяют незнакомые слова и фразы на английском языке. И так как методика обучения предполагает использование фотографий, картинок, карт, жестов и аудиозаписей, студенты всегда могут легко догадаться о значении того, о чем они говорят.
Обучение - это не только контроль за выполнением упражнений. В первую очередь преподаватель должен уметь создать личную мотивацию для каждого студента, побуждающую его включиться и активно работать на уроке. Это может быть сделано при помощи провокационных вопросов, спорных тем, а также предметов, с которыми связаны личные эмоции.
Кроме личной мотивации хорошему преподавателю необходимо учитывать задачи, которые его учащиеся ставят при изучении языка. Ведь кроме общего повышения уровня владения английским языком каждый учащийся ставит перед собой задачу эффективного применения языка в рабочих или личных ситуациях. И преподавателю следует неплохо понимать, какой функционал может пригодиться тому или иному учащемуся. Это делает обучение каждого студента более осмысленным и, соответственно - более результативным.
Коммуникативный метод предполагает, что преподаватель лишь управляет процессом, а всю работу делают учащиеся. Так же, как это происходит в тренажерном зале. Поэтому чем меньше преподаватель говорит во время урока - тем лучше. Вы слышите преподавателя 10-15% от времени урока, а то и того меньше. Все остальное время используется для того, чтобы студенты могли практиковаться, развивая свои языковые навыки.
|